?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Последний анекдот

Хотелось бы написать про конец дуэльного периода что-то умное и серьезное. Но что поделать, если в конце 19в. дуэль превратилась в анахронизм. То, что было раньше героическим, трагическим и т.п, закончилось нелепыми анекдотами.

Я бы отнес этот период в США где-то к концу 1880-х. Когда известный виргинский дуэлянт П.Маккарти оскорбил в печати Д. Вайза (тоже в прошлом дуэлянта), тот ответил вместо вызова статьей в газете. «Я больше не участвую в дуэлях. Какое удовлетворение я могу получить от Маккарти? Я не буду с ним драться. Он не женат, беден, без постоянной работы, ему нечего терять. Пусть он гордится своими предками и честью. У меня хороший дом, веселые дети, мой доход позволяет жить с комфортом, у меня высокооплачиваемая работа, я счастлив и хочу жить. Что может Маккарти поставить на кон против этого, если мы встанем на 10 шагах с пистолетами?»
Это написано в марте 1884г. Среди виргинской «аристократии» (к которой они оба принадлежали), 20 лет назад такое поведение превратило бы человека в изгоя. А теперь это было вполне приемлемо, и проиграл в глазах общества не он, а зачинщик.

Причины такой эволюции общественного мнения иллюстрирует нашумевший поединок П.Кэлхауна и Д.Вильямсона 10 авг.1889г.- последняя традиционная дуэль на Юге (или, по крайней мере, в Джорджии).

Вильямсон был президентом железной дороги с офисом в г.Рим (Джорджия). Его противник Кэлхаун был юрисконсультом конкурирующей дороги. В конгрессе штата он обвинил Вильямсона в мошенничестве, тот в ответ назвал его лжецом. Кэлхаун прислал вызов, Вильямсон принял. Местом назначили г.Сидер Хилл на границе Джорджии и Алабамы (дуэли обычно проходили на границе 2 штатов). Условия: пятизарядные револьверы 42 калибра на 15 шагах- на Юге в игрушки не играли. Все в лучших традициях местного высшего общества.

Затем современность начала вносить коррективы. Пресса уже была богата и вездесуща, и за несколько дней до срока по пятам за участниками следовали репортеры (с полными карманами денег на расходы). Губернаторы Джорджии и Алабамы запретили поединок, а государственная власть и закон стали на юге уже не пустым звуком. По телеграфу и телефону  шерифам 2 штатов были отданы приказы арестовать дуэлянтов, если они поедут в Алабаму.

10 августа Вильямсон с друзьями отправился из Атланты в Алабаму на поезде, репортеры увязались следом. Чтобы оторваться, он пересел на свой личный поезд президента компании. Репортеры спрятались и там, но их обнаружили и выгнали. Не растерявшись, они тоже наняли паровоз и бросились в погоню. Поскольку не было кочегара, сами кидали уголь в топку. Вскоре они догнали поезд Вильямсона, машинист которого не знал дороги и опасался ехать дальше. Они предложили своего машиниста, если им разрешат присоединиться. Вильямсон был вынужден согласиться. На следующую станцию они приехали почти одновременно с поездом Кэлхауна (ехавшего по другой ветке), которого также сопровождали репортеры.

Тут их всех отловил шериф с отрядом и телеграммой об аресте. Но в лицо он их не знал, а свои фамилии все называть отказались. Тогда шериф остановил движение: ни один поезд не двинется, пока он не разберется! Репортер Браффи решил пожертвовать собой и назвался Кэлхауном. Пусть его арестуют, но дуэль должна состояться-читатели ждут. Шериф надел на него наручники (Браффи, кстати говоря, в тот момент ходил на костылях со сломанной ногой). К несчастью, случайный прохожий опознал репортера, и все началось по новой.

Ситуацию спас один из друзей Вильямсона, судья. Он заявил шерифу, что за ними следует поезд почты США, задерживать который-преступление. Начался спор, в суматохе все сели на отходящий поезд. Отряд шерифа продолжал преследовать их верхом и неоднократно обыскивал вагоны. Дуэлянты прятались всеми способами: в товарных вагонах, на полу под грязными мешками. Один раз Вильямсону пришлось взять лопату и бросать уголь в топку, прикидываясь кочегаром (для президента дороги неплохой опыт). Затем все запрыгнули на частный поезд и помчались во весь опор. Люди шерифа скакали за ними, целясь из винчестеров и крича, что перестреляют всех, если они не остановятся. Но машинист гнал, как сумасшедший, не спрашивая, свободны ли пути. Просто чудо, что не произошло крушения. Они оторвались от погони и прибыли в Сидер Хилл. Можно было начать дуэль.

К тому времени уже стемнело, решили драться при свете луны. Принесли коробку с патронами, секундант Вильямсона зарядил револьвер и передал ему. Секундант Кэлхауна Джексон начал заряжать, но у него ничего не получалось. Это был самовзводный бескурковый Смит-Вессон, а Джексон был незнаком с этой моделью (хотя в газетных отчетах его и называют "капитан",что на Юге ничего не значило). Тоже примета времени-южный джентльмен уже вполне мог прожить жизнь и зваться "капитаном", не слишком умея обращаться с оружием. Все тот же репортер Браффи взялся помочь и начал вертеть револьвер в руках. Раздался выстрел, Браффи воскликнул "Я отстрелил себе палец!". От помощи доктора отказался, крикнув "начинайте уже дуэль, один палец-это пустяки." Перехватив рану носовым платком, геройский репортер похромал на костылях в сторону и встал среди зрителей.

Дуэлянты заняли позиции. Внезапно один из свидетелей бросился между ними и потребовал прекратить поединок. Уговоры на него не действовали, пришлось унести его с поля за руки-за ноги.

Наконец, раздалась команда «Огонь!», и сразу прогремело 6 выстрелов подряд.
Зрители были ошеломлены. Затем до всех дошло, что неопытные дуэлянты и секунданты просто не поняли друг друга. Вильямсон думал, что после первой команды можно стрелять по желанию. Кэлхаун думал, что после каждого обмена выстрелами надо останавливаться и ждать команду. В результате он выстрелил 1 раз, а Вильямсон все 5. Впрочем, в темноте все пули обоих ушли в молоко.

Просто недоразумение-но что делать в таких случаях, никто не знал. Вильямсон неуверенно обратился к секунданту: «Зарядите мой револьвер снова.»  В ответ секундант Кэлхауна Джексон выхватил свой револьвер: «Первого, кто двинется, я застрелю!». Секундант Вильямсона пытался возражать, но и сам Кэлхаун крикнул: "Я убью любого, кто ступит за линию, да поможет мне Бог!" Тогда, подумав, Вильямсон предложил Кэлхауну использовать свое право и стрелять в него. Тот растерялся- 4 выстрела в безоружного на 15 шагах были бы безусловным убийством. Он повернулся к своему секунданту, но тут уже сторонник Вильямсона выбежал на поле и заорал, чтобы Кэлхаун не смел двигаться. У нескольких зрителей сдали нервы и они бросились в лес, решив, что вот-вот начнется всеобщая перестрелка.

Последовали долгие, мучительные обьяснения о сделанных в конгрессе обвинениях, оба изо всех сил пытались выйти из дурацкого положения с достоинством. Наконец, Кэлхаун извинился первым, затем выпустил все патроны в воздух и предложил Вильямсону тоже извиниться, что тот и сделал. Противники пожали руки и устроили дружескую пьянку. Это позже породило слухи о том, что участники были пьяны с самого начала, а патроны холостые.

На этой комической ноте и закончилась последняя южная дуэль «по всем правилам».

Возможно, именно подобные нелепости сделали то, чего за 300 лет не смогли сделать все философы с трактатами, церковники с проповедями и короли с эшафотами. Дуэль стала восприниматься как дикость, и желающих больше не было. Джентльмен ради защиты чести был готов пойти на смерть, но не был готов выглядеть смешным.

Comments

( 93 comments — Leave a comment )
zuzlishka
Oct. 18th, 2012 10:53 pm (UTC)
какая прелесть! неужели еще кино не сняли на эту тему?
satchel17
Oct. 19th, 2012 12:48 am (UTC)
да, сюжет вполне подходящий
(Deleted comment)
satchel17
Oct. 19th, 2012 12:52 am (UTC)
Кстати говоря, О'Генри про дуэли, по-моему, уже не писал, а вот про обычные перестрелки-очень много. Жизнь стала проще!
(Deleted comment)
(no subject) - finnian_light - Oct. 19th, 2012 07:10 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
vdinets
Oct. 19th, 2012 01:05 am (UTC)
В Южной Америке кое-где до сих пор случается - правда, тоже воспринимается как анахронизм. Когда я в Боливии работал, меня как-то пьяный местный офицер на дуэль вызвал, так ему потом мало того что извиняться пришлось, но и стать посмешищем для всего городка.
mikle97
Oct. 19th, 2012 04:29 am (UTC)
Очень интересно, спасибо.
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 10:11 am (UTC) - Expand
angmarec13
Oct. 19th, 2012 05:20 am (UTC)
Спасибо большое, с веселой ноты день начался )
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:12 am (UTC)
всегда рад!
nordfox
Oct. 19th, 2012 05:28 am (UTC)
Отличная история, спасибо :))
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:16 am (UTC)
и вам спасибо!
sublieutenant
Oct. 19th, 2012 05:51 am (UTC)
Да, при прочтении прямо-таки представляются готовые сцены комедийного фильма :)

А вот манеру стреляться на такой близкой дистанции никогда не понимал. Это чтоб уровнять шансы косых и метких стрелков, сведя все к тому, у кого рефлексы быстрее?
jaerraeth
Oct. 19th, 2012 07:45 am (UTC)
С дульнозарядными и капсюльными стрелялками - РАБОЧАЯ их дальность не сильно выше. Если только перед нами не изделие мастера Лепажа, который потому и мастер, что из его пистолета можно попасть на целых сорок шагов.
(no subject) - sublieutenant - Oct. 19th, 2012 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirvid - Oct. 21st, 2012 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sublieutenant - Oct. 21st, 2012 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirvid - Oct. 21st, 2012 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - sublieutenant - Oct. 21st, 2012 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirvid - Oct. 21st, 2012 07:48 am (UTC) - Expand
neverbelive
Oct. 19th, 2012 05:52 am (UTC)
Возник вопрос.
Дуэлянты так долго и упорно убегали от шерифа. Неужели не могли где-нибудь встать и по-быстрому пострелять в друг друга? К чему ехать так далеко на границу двух штатов?
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:35 am (UTC)
вообще на границу штатов ехали для того, чтобы в случае попытки ареста перейти границу в любую сторону, оказавшись вне юрисдикции шерифа-стандартная практика. В данном случае они хотели оказаться в Алабаме (Сидер Хилл находился уже на алабамской территории), чтобы потом вернуться домой, не опасаясь ареста. Процесс экстрадиции между штатами мог затянуться надолго, давая время участникам утрясти вопрос.

Edited at 2012-10-19 10:42 am (UTC)
ecoross1
Oct. 19th, 2012 05:58 am (UTC)
-Условия: пятизарядные револьверы 42 калибра на 15 шагах- на Юге в игрушки не играли.

дикий народ...

-Вскоре они догнали поезд Вильямсона, машинист которого не знал дороги

прелестно :)) Представляю картину... С автобусом-доводилось.
humanitarius
Oct. 19th, 2012 06:47 am (UTC)
Т.е. сами револьверы - карманная дрянь Suicide Special
(no subject) - humanitarius - Oct. 19th, 2012 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - ecoross1 - Oct. 19th, 2012 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - humanitarius - Oct. 19th, 2012 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - humanitarius - Oct. 20th, 2012 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - humanitarius - Oct. 20th, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 10:21 am (UTC) - Expand
botsman
Oct. 19th, 2012 06:22 am (UTC)
просто супер!!!))
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:28 am (UTC)
спасибо!
humanitarius
Oct. 19th, 2012 06:39 am (UTC)
Калибр .42 - это какая-то экзотика, однако.
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:31 am (UTC)
я в этом не очень разбираюсь. Гугль говорит, что речь может идти о "Lemon Squeezers", но их тогда делали только 32 и 38 калибров. Тем не менее в газетных отчетах все их описывают одинаково, и называют 42.
(no subject) - humanitarius - Oct. 19th, 2012 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - humanitarius - Oct. 20th, 2012 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 02:37 pm (UTC) - Expand
intatin
Oct. 19th, 2012 07:22 am (UTC)
Меня как-то один деятель в Сети звал подраться, а когда я вежливо отказался... он взломал мой блог и извинился перед самим собой от моего имени :) Вот как времена меняются.
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:28 am (UTC)
прогресс и культуру не остановить!
rus_turk
Oct. 19th, 2012 07:45 am (UTC)
Спасибо! очень увлекательно.

Думаю, уместно вспомнить и нашу русскую "Кукушку", в которую офицеры играли от скуки (в т.ч. такие известные, как Скобелев):

http://rus-turk.livejournal.com/63454.html

— Ну и нравы у вас тут были, — нервно рассмеялся доктор К… Вы как будто об этом с каким–то особым удовольствием вспоминаете. Просто страшно становится. Ведь таким образом ни за грош человека на тот свет отправить можно…

— Что ж, и это бывало, а только, я вам скажу, кажется — дикая игра, но она владеть собою приучала… Посмотришь, иной молодец во всем принимал участие: и в историях разных, и в кукушку играл, и на тигра ходил… И вырабатывался таким, что нервы как веревки. Первый человек потом на войне оказывался. Смейтесь себе, а я все же скажу, что и эта бесшабашная удаль послужила на пользу, воспитывая тот дух, которым отличались всегда туркестанские войска… Вот вы осуждаете кукушку… А ведь на ней самой воспиталось целое поколение туркестанских офицеров в сознании, что жизнь — копейка, и потому эти сорванцы потом и выказывали, когда нужно было, чудеса храбрости… Всему свое время…



А Евгений Салиас написал роман "Аракчеевский подкидыш", где по правилам кукушки была организована дуэль прямо в квартире, в Петербурге...

Edited at 2012-10-19 07:47 am (UTC)
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:27 am (UTC)
это очень интересный вопрос. Про дуэли "на звук" есть множество легенд, я пытался найти достоверные свидетельства очевидцев, но не нашел. По вашей ссылке тоже ведь речь идет только о том, как казак травил байки "городским пижонам", как каждый приличный дембель). А есть ли воспоминания прямых участников и свидетелей?
(no subject) - rus_turk - Oct. 19th, 2012 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 19th, 2012 10:44 am (UTC) - Expand
chuba
Oct. 19th, 2012 07:51 am (UTC)
Отличная история!
satchel17
Oct. 19th, 2012 10:14 am (UTC)
спасибо!
amyatishkin
Oct. 19th, 2012 11:18 am (UTC)
Феерия.
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:23 pm (UTC)
просто люди пытались делать то, что в новых условиях уже не работало
taurus_li
Oct. 19th, 2012 12:16 pm (UTC)
надо кнопку "репост" ставить в такие посты :)
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:20 pm (UTC)
этой кнопки я боюсь значительно больше, чем Смит-Вессона)
(no subject) - laweless - Oct. 20th, 2012 09:38 am (UTC) - Expand
u_96
Oct. 19th, 2012 12:54 pm (UTC)
Аплодисменты.
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:20 pm (UTC)
Спасибо!
daddycat
Oct. 19th, 2012 01:45 pm (UTC)
Энтузазизм репортера Браффи потрясает. Интересно, как он себе костыли заработал?
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:24 pm (UTC)
не могу сказать. Пишут только: "он ходил на костылях в результате несчастного случая" (after an accident).
(no subject) - daddycat - Oct. 19th, 2012 10:16 pm (UTC) - Expand
vakhnenko
Oct. 19th, 2012 03:03 pm (UTC)
Замечательно написанный очерк
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:24 pm (UTC)
спасибо!
yellowman73
Oct. 19th, 2012 03:06 pm (UTC)
А ведь чертовски отличная дуэль для эпохи идустриализации :)

Честь отстояна, извинения принесены, слава - в наличии, плюс в конце все напились. Разве бы их запомнили, если бы один банально застрелил другого?

А серьезно - предложение Вильямсона стрелять в него дорогого стоит. Безо всяких скидок на что бы то ни было.
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:31 pm (UTC)
да, поэтому обьяснения там затянулись надолго (я просто для краткости их опустил). Вильямсон в принципе готов был извиниться, но не хотел, чтобы это выглядело трусостью. Поэтому он неоднократно повторял: "стреляйте, я готов!" Кэлхаун, в свою очередь, не хотел его убивать, поэтому заявил: "я извиняюсь первый, держа вашу жизнь в руках. Затем я выстрелю в воздух, после чего вы, надеюсь, тоже извинитесь." Так и сделал. В общем-то, оба противника проявили себя достойно, что не помешало им стать посмешищем.
medvezhiy_vedun
Oct. 19th, 2012 09:16 pm (UTC)
Вряд ли именно этот случай (или похожие) прекратили дуэли, скорее джентльмены измельчали.
satchel17
Oct. 19th, 2012 09:32 pm (UTC)
ну, мочить-то друг друга без правил народ не переставал. Просто формальные дуэли закончились, а перестрелки вполне продолжаются до сих пор.
(no subject) - medvezhiy_vedun - Oct. 20th, 2012 03:50 am (UTC) - Expand
nikoberg
Oct. 20th, 2012 02:15 pm (UTC)
Браффи - терминатор какой-то.
satchel17
Oct. 20th, 2012 04:03 pm (UTC)
человек горел на работе. Увязаться за дуэлянтами и убегать от шерифа на костылях само по себе не слабо. Но дело того стоило-дуэль стала местной сенсацией, газеты продали по несколько выпусков за день.
(no subject) - humid_integrity - Oct. 20th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 20th, 2012 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikoberg - Oct. 20th, 2012 06:37 pm (UTC) - Expand
alex_bir
Oct. 20th, 2012 02:39 pm (UTC)
"начал заряжать, вставил один патрон, но не мог провернуть барабан. Это был самовзводный бескурковый Смит-Вессон" - любопытно, куда в переломке надо прокручивать барабан при заряжании

"Джексон был незнаком с этой моделью (хотя в газетных отчетах его и называют "капитан",что на Юге ничего не значило). Тоже примета времени-южный джентльмен уже вполне мог прожить жизнь и зваться "капитаном", не слишком умея обращаться с оружием." - SW любили в то время эксперименты. Например, настойчиво улучшали свойство перезарядки револьвера одной рукой :) Меняя конструкции защёлки. В частности, в 89м как раз отметились подобным нововведением. Так что вполне вероятно - револьвер мог озадачить новизной вполне опытного в бабахах человека.

p.s. пятизарядный бескурковый sw - сомневаюсь что рассказчик не попутал, говоря о 42калиберном, а имея по факту 38калиберный (а то и 32калиберный).
satchel17
Oct. 20th, 2012 04:00 pm (UTC)
да, меня это тоже смутило. Надо сказать, что "бескурковый Смит-Вессон 42 калибра с предохранителем" встречается в довольно кратких газетных отчетах. Более подробное описание дуэли дал в The Journal присутствовавший репортер Г.Н.Хертел (это его выгнали из поезда Вильямсона, которого он потом догонял на частнике). Он пишет так: "Вильямсон имел право выбора, и выбрал бескурковый 5-зарядный Смит-Вессон." Калибр он не упоминает. Эпизод с пальцем он описывает так: "Мистер Кинг достал 2 никелированных пистолета, капитан Джексон выбрал один и пошел к своему участнику, чтобы показать, как им пользоваться. Затем открыли коробку с патронами. Кинг зарядил револьвер и отдал его Кэлхауну. Джексон имел трудности, заряжая свой, так как не был знаком с таким револьвером. "Я не думаю, что могу его зарядить"-сказал он. "Я могу, кэп."-сказал Браффи и взял пистолет в руку." И т.д. Подробности "вставил 1 заряд, но не мог провернуть барабан" встречаются в других отчетах, а также в книге Х.Кэйна "Джентльмены, шпаги и пистолеты". Вполне возможно, что какая-то информация по дороге была искажена.
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 20th, 2012 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 20th, 2012 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 20th, 2012 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bir - Oct. 21st, 2012 02:04 am (UTC) - Expand
kirvid
Oct. 21st, 2012 06:58 am (UTC)
>>> Возможно, именно подобные нелепости сделали то, чего за 300 лет не смогли сделать все философы с трактатами, церковники с проповедями и короли с эшафотами. Дуэль стала восприниматься как дикость, и желающих больше не было.

Только наоборот. Дуэль стала восприниматься как дикость, поэтому стали возможны подобные нелепости. Когда дуэль была социальной нормой, шериф просто бы пожал плечами и пропустил бы джентльменов. Извинившись за беспокойство. Даже если бы знал всех присутствующих в лицо.
satchel17
Oct. 21st, 2012 01:31 pm (UTC)
В общем, имхо, это взаимосвязанные процессы. Более сильная государственная власть, использовавшая для насаждения законности новые средства транспорта и связи, большее информационное обеспечение прессой (использовавшей то же самое) сделали дуэли трудновыполнимым и опасным делом. Соотв. число дуэлей сократилось, и люди потеряли опыт и знания. Поэтому, когда все же они на это решались, никто не знал, что делать, и происходила одна нелепость за другой.
(no subject) - kirvid - Oct. 21st, 2012 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 22nd, 2012 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirvid - Oct. 23rd, 2012 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - satchel17 - Oct. 23rd, 2012 10:18 pm (UTC) - Expand
( 93 comments — Leave a comment )