satchel17 (satchel17) wrote,
satchel17
satchel17

Category:

кой черт понес его на эту галеру?

"Мы касались бортами с фрегатом, я мог бы даже дотронуться до их пушки. Ее дуло пришлось прямо напротив нашей скамьи, так что те, кто бросился на пол, должны были получить весь заряд. Поняв это, я решил встать на скамью. Я был к ней прикован, что еще я мог сделать? Только смириться и ждать выстрела".

«Записки галерного раба» гугенота Жана Мартейля интересны не столько описанием ужасов заключения, сколько попытками их рационализировать. После 12 лет на галерах Дюнкерка и 3 ранений автор честно пытается понять, для чего все это было надо.
Вообще эпоха Людовика XIV - очень неплохая для Marine Royale. Но 20-25 % морского бюджета шло на содержание галерного корпуса. Корпус рос как на дрожжах, новые галеры строились беспрерывно, офицеры - сплошь аристократы (часто рыцари-мальтийцы), а результатов никаких.

О замене системы гребли "alla sensile” на "a scalloccio” (и, соответственно, вольных гребцов на рабов) нередко говорят, как о чисто техническом процессе. Поменяли слишком дорогой двигатель галеры на другой, попроще и подешевле. Правда, габариты двигателя увеличились (вместо 3 гребцов на банке теперь 5-7), а так разница небольшая.
Проблема в том, что двигатель был живой. Ему нужна еда-вода-охрана, а в случае поломки он мог и покалечить водителя. Мартейль приводит расклад по экипажу на начало 18в:

6 старших офицеров, 27 младших офицеров
300 рабов и заключенных, 8 охранников
100 солдат, 25 солдат-гребцов
26 матросов, 3 юнги
Понятно, что с превращением галер в плавучие тюрьмы соотношение combat troops/support резко упало (тем более, прежние вольные гребцы и сами могли драться в рукопашной).

Но в реале КПД был еще меньше. «В лучшем случае, галеры могут высадить десант, чтобы сжечь и разграбить какую-то деревню. Все это будет пустяком, поскольку на галере нет места для солдат, 500 человек экипажа заполняют ее целиком. И из этих 500 лишь 50-60 смогут высадиться, остальные солдаты должны остаться на борту охранять рабов, которых они боятся больше, чем противника. Поэтому за время моего заключения в Дюнкерке мы ни разу не пытались высадиться в Англии или Голландии».

Если же речь о морском бое, ситуация становилась хуже некуда. К конструктивным недостаткам галер (слабое вооружение, хрупкий корпус и т.д.) добавлялись проблемы с гребцами: «300 рабов на веслах - это 300 врагов, которые постоянно ищут шанс вернуть свободу. Поэтому они в цепях, два орудия заряжены картечью и установлены на корме, держа под прицелом правый и левый ряд банок. Из 100 солдат галеры половина вместо боя охраняет рабов, наведя на них мушкеты. Несмотря на такие меры, офицеры все время боятся мятежа, ибо тогда будет необходимо убить большую часть рабов. А это лекарство - хуже болезни, поскольку некому будет грести, и галера погибнет».

В общем, Мартейль приходит к выводу, что большие французские галеры на войне стали бесполезны. Ради чего тогда такие расходы казны, такие страдания заключенных? Помимо тюремной функции, он видит еще две: «первое, показать, как могущественна Франция. Второе, содержать много дворян, большинство которых - младшие сыновья хороших родов, не имеющие другого дохода. Галеры дают возможность королю давать им должности, в соответствии с их заслугами и происхождением».
Этот подход многих вполне устраивал. Интендант марсельских галер Н.Арнуль восторженно сравнивал свои суда с «триумфальными колесницами, где гребет 300 прикованных рабов. Римские императоры не могли похвастаться подобным!». Может, и не могли, но вряд ли заключенные разделяли его энтузиазм.

На таком фоне необычно выглядит эпизод воспоминаний Мартейля, как их отряд в 1702 захватил голландский парусник у Ньюпорта. Воспользовавшись штилем «и гребя из-за всех сил, мы приблизились к врагу и произвели "chamade” - крик, которым галерные рабы пугают противника. По правде, ужасное зрелище, увидеть на каждой галере 300 голых людей, которые слаженно гребут, и потрясают своими цепями, звон которых смешан с их воплями и визгом. Это заставляет непривычного человека содрогнуться. Что и случилось с голландцами: они были так этим напуганы, что спрятались в трюме и сдались. ..Корабль имел 54 орудия, и всего 180 чел. экипажа. Мы отбуксировали его в Остенде на глазах всей вражеской эскадры».

Тут единственный раз у Мартейля внезапно звучит что-то, похожее на гордость. Победа - всегда победа, даже если ты прикован к галерной скамье. А то 12 лет корячиться, чтобы золотая молодежь могла кататься на «триумфальной колеснице», уж очень обидно.
Tags: Франция, море
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments